Статьи

САМООБРАЗОВАНИЕ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ?


Н. Рыбин, IWCO-Ярославль

Я не зря поставил в конце заголовка этой статьи знак вопроса. Это не грамматическая ошибка и не опечатка. Это, если хотите, ирония, своего рода приглашение задуматься над абсурдностью самой мысли о самостоятельном изучении боевых искусств (БИ) по книгам, фильмам, интернету и прочим «авторитетным источникам».

 Самообразование в боевых искусствах (и Вин Чун здесь не исключение) - дело неблагодарное и практически бесполезное. Постараюсь аргументировать вышесказанное.

 Почему некоторые поклонники БИ хотят изучать любимый стиль самостоятельно? Что ими движет при принятии такого решения? Попробуем рассмотреть наиболее типичные аргументы в пользу самообразования в БИ: 

  1. Отсутствие в моем городе, поселке и т.д. школы/секции с любимым БИ. 
  2. Зачем мне тренер, если я сам могу посмотреть ролики в интернете, почитать учебники по БИ и типа заниматься вин чун, карате, таэквондо, муай тай… (нужное подставить) самостоятельно? 
  3. Ой, дорого! ХХХ тысяч в месяц за 1,5-2 часа два-три раза в неделю – это нереально.

Возможно, есть и другие доводы в пользу самообразования в БИ, но, думаю, все основные я перечислил.

Теперь давайте попробуем разобраться с каждым из них. Как адепт Вин Чун, я буду рассматривать данный вопрос с позиции этого стиля, хотя ровно те же самые аргументы и доводы применимы ко всем школам и направлениям БИ.

Пункт первый – нет секции, школы, инструктора. Как правило, это относится к населенным пунктам «в глубинке», практически во всех областных и крупных районных городах школы/секции Вин Чун найти можно. Существует еще проблема качества преподавания искомого стиля, но это уже другой вопрос. Итак, маленький городок, поселок, деревня. При этом, естественно, никакой школы/группы Вин Чун там нет, и единственным источником информации являются литература и интернет. А единственный способ освоения Вин Чун – самостоятельное обучение. Понятно, что налицо нехватка информации, нет опытного инструктора, зачастую нет даже напарника, с которым можно изучать и практиковать даже базовые техники, не говоря о Chum Kiu, Biu Jee и более продвинутых уровнях. И вот изучает такой энтузиаст Вин Чун «самопалом» по не самым лучшим книжкам и видео сомнительных авторов. Разумеется, в итоге он имеет набор неработающих техник и совершенно бесполезных форм, выполняемых с кучей ошибок. Так что же, тупик? Конечно же, нет. Единственный разумный в этом случае вариант – изучение посредством периодических выездов на семинары, посещений близлежащей школы с последующей самостоятельной проработкой изученного материала. Т.е. уже не отсебятина и «самопал», а систематизированное обучение, хотя, конечно, и более длительное, чем непосредственно у постоянного Учителя/инструктора. Но, как говорится, за неимением гербовой пишут и на простой. И, конечно же – обязательно искать единомышленников, с которыми можно отрабатывать изучаемые техники в парах и, наконец, спарринговать. Без спаррингов такое «боевое» искусство можно смело ставить в кавычки.

Пункт второй – «Я сам себе тренер, а информации полно и в интернете». А вот это абсолютная фигня! (пардон за мой французский) Так вы ничему не научитесь и единственное, что гарантированно приобретёте – разочарование. Большинство фраз типа «Вин Чун не работает в реальном бою» прямиком отсюда. Не верите? Попробую обосновать:

Во-первых, интернет - (простите за прямоту) это большая помойка, в которую все, кому не лень, валят всякую хрень. И отделить "зерна истины" от обыкновенного мусора, да еще зачастую покрытого налетом эзотерики и таинственности, восточной философии, а также дутого авторитета модных и брендовых "мастеров" ох как непросто. 

Во-вторых, даже если каким-то чутьем вам удастся отделить "зерна от плевел", т.е. полезные и нужные сведения от информационного "шлака", некорректного, ошибочного и просто дилетантского выполнения техники, необходимо помнить, что есть такое понятие, как стилистика школы - то, что делает школу БИ уникальной и непохожей на другие школы даже того же направления. Попробуйте задаться вопросом "Сколько существует школ Вин Чун линии Ип Мана, и каковы их отличительные особенности?" Уверяю вас, ответ на этот, казалось бы, простой вопрос далеко не однозначен. И если хотите, чтобы изучаемое вами направление БИ было аутентичным, а не сборной "солянкой" всякой всячины - необходимо учитывать и этот момент.

И, наконец, в-третьих, предположим, что вы "накопали" в интернете кучу ценного и полезного видео от одного толкового мастера, обучающего в рамках одной линии/школы. А в какой последовательности изучать техники стиля, каковы их особенности, характерные и типичные ошибки, нюансы выполнения и т.д., и т.п., и пр.? Короче, мы подходим к самому главному - программе обучения и методике преподавания, дать которые может только Учитель, мастер, опытный инструктор.

 А есть еще и в-четвертых, в-пятых, в-шестых... И еще одно - цель всех этих интернет-роликов - не обучить вас боевому искусству дистанционно и заочно, а только пробудить к нему интерес и заставить оторвать пятую точку от удобного офисного кресла и пойти тренироваться в зал, лучше всего к толковому и опытному Учителю/инструктору.

 Идею изучения БИ по книжкам и самоучителям я вообще считаю неуместной и бессмысленной. Боевое искусство не зря называется искусством. Попробуйте представить себе искусного скрипача (вполне адекватное сравнение с мастером БИ), выучившегося виртуозно владеть своим инструментом по фотографиям и описаниям к ним, изложенным в самоучителе. Что-то не клеится картинка, не так ли? Книги, даже написанные весьма достойными и уважаемыми мастерами, не дают самого главного – динамики стиля, его моторики, а это можно прочувствовать и получить только непосредственно от учителя, так сказать – «от сердца к сердцу». Без этого Вин Чун будет бесполезен, мертв или, в лучшем случае, показушен.

Поэтому книги, учебные фильмы и обучающие ролики из интернета я считаю лишь дополнительным источником информации для расширения кругозора и факультативной проработки изученного ранее под руководством мастера/инструктора, но ни в коем случае не заменяющего его.

Пункт третий – "Это дорого и мне не по карману». Честно говоря, это даже не аргумент, а отмазка, причина которой – либо патологическая жадность, либо фатальное неумение планировать свой бюджет. Никогда не поверю, что если человек искренне хочет изучать БИ, то он не сможет найти для этого средства. Можно отказать себе в чем-то комфортном, но не настолько жизненно необходимом, найти подработку, сменить привычную, но не слишком денежную работу на более высокооплачиваемую, наконец. Короче – ради мечты выйти из зоны комфорта. Если же нет желания идти на «жертвы» ради изучения БИ – это не ваше; смиритесь и ограничьте свое общение с миром боевых искусств просмотром кунг-фу и карате фильмов. Это дешевле.

С другой стороны, кто сказал, что за изучение БИ не нужно платить? Всякий труд должен оплачиваться, и труд учителя, инструктора – не исключение. Для некоторых мастеров/инструкторов БИ обучение своему искусству – это вообще основная работа, средство к существованию. Вы согласились бы трудиться на своего работодателя бесплатно, либо за сущие гроши? Не думаю. Так почему человек, квалифицированно обучающий других БИ должен делать это «за так»? Да, есть инструкторы, преподающие не ради денег, а из «любви к искусству», для популяризации и распространения своего стиля/направления. Но даже они вынуждены брать оплату за обучение, ибо аренда помещения для занятий должна гарантировано окупаться, нужны средства на приобретение спортивного инвентаря, организацию мероприятий (семинаров, мастер-классов, соревнований и т.п.). 

К тому же бесплатное обучение таит в себе один незаметный, но весьма опасный подводный камень. Психология человека такова, что он не ценит того, что достается ему даром, без затрат и усилий. Как говорится, «легко пришло – легко и ушло», нет ощущения ценности приобретенных знаний и навыков. Именно поэтому секции, в которых ученики занимаются на безвозмездной основе, изобилуют пропусками тренировок, частыми опозданиями, отсутствием собранности и дисциплины и, в конечном итоге, распадаются. У учеников нет стоимостного эквивалента оценки затраченных на них усилий и времени, поэтому не жалко просто пропустить занятие-другое или вообще бросить тренировки. В конце концов, права старая русская пословица: «Дорого, да мило; дешево, да гнило».

Итак, резюмируя всё вышесказанное, хочу еще раз заявить, что самообразование как форма изучения боевых искусств – это тупиковый путь и бесполезная трата сил и времени. Самостоятельная подготовка возможна (и необходима) лишь как факультативный, дополнительный к основным тренировкам аспект. Аспект расширяющий, укрепляющий и прорабатывающий технические навыки ученика, причем навыки, получаемые на регулярных тренировках от Учителя, мастера, инструктора, но ни в коем случае не подменяющий их (тренировки) собой.

Dixi.

 Н. Рыбин, IWCO-Ярославль

 31.08.2023 г.

ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ


Н. Рыбин (IWCO-Ярославль)

ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ

01.jpgНа Востоке черный цвет традиционно считается символом мудрости, гармонии и многообразия, ибо он заключает в себе все остальные цвета. Во многих школах Вин Чун черный цвет используется в одежде и символике, подчеркивая с одной стороны его простоту и лаконичность, а с другой – мудрость, внутреннюю наполненность и бесконечное разнообразие принципов, комбинаций и техник.

Но черный – это еще и цвет утраты, траура и скорби по безвременно ушедшим близким и дорогим нам людям.

Сегодня мы навсегда простились с Юрием Алексеевичем Кузнецовым – Мастером Вин Чун, руководителем школы IWCO-Переславль-Залесский. Для кого-то он был Учителем, наставником, тренером, коллегой по IWCO, другом и товарищем; для многих – всем сразу и одновременно. Для одних он был Юрием Алексеевичем, для других просто – Юрой.

Мир боевых искусств осиротел. Осиротел внезапно, неожиданно, как-то вдруг… Мы осиротели.

Еще недавно Юра был полон планов, надежд, желаний – обсуждал будущие семинары, совместные тренировки, дальнейший прогресс в технике, планировал поездку на Всемирную конференцию IWCO в Сочи… И вдруг ничего этого не стало – ни планов, ни поездок, ни встреч. Не стало ничего, не стало Юры. Осталась только пустота, горечь утраты, ощущение недоумения и потерянности от бессилия что-либо изменить. Чувство обманутого ребенка – несправедливо, незаслуженно, подло.

На переславскую интернет-страничку с его некрологом до сих пор продолжают сыпаться сообщения со словами соболезнования и скорби родным и близким. И бесконечные: «Как же так? Почему? Не может быть!». Переславль – город небольшой, все друг друга знают. Юрий Алексеевич был известным в городе человеком, многие приводили к нему на тренировки детей, тренировались сами.

Но звонят и пишут и из других городов – Самары, Набережных Челнов, Саратова… Его талант мастера боевых искусств и учителя знали и ценили далеко за пределами Переславля. Юрий обладал ценным качеством – мог просто и доступно объяснить принципы, лежащие в основе Вин Чун, смысл той или иной техники, показать различные грани ее применения так, что даже самая банальная базовая аппликация начинала блистать как ограненный алмаз. Такое дано только Мастеру, Учителю от Бога.

Небольшое помещение ритуального зала не смогло вместить всех пришедших сказать Юрию Алексеевичу последнее «Прощай». Люди стояли на улице, входили и выходили из здания морга, постоянно подъезжали и подходили. И всюду цветы, цветы, цветы…

Юры больше с нами нет. Разум это понимает, а сердце принять не хочет. Не стало Юрия Кузнецова – инструктора IWCO, мастера, учителя, нашего товарища и просто замечательного человека, но память о нем жива. Пока мы живы, у каждого из нас в сердце сохранится частица Юриной души.

Окружающий мир бесконечно разнообразен в своем многообразии звуков, форм и цветов. Но сегодня мир наполнила пустота, сегодня у мира только один цвет, и этот цвет – черный.

 

Н. Рыбин, IWCO-Ярославль

20.02.2020 г.

Почему в Вин Чун формы начинаются с левой руки


Дональд Мак
скачать

Интервью с Дональдом Маком


Риккардо Ди Вито

Основатель Международной Организации Вин Чун (IWCO), Гранд Мастер Дональд Мак рассказывает о стиле Вин Чун и о своей школе - International Wing Chun Organization.

скачать

Вин Чун и Все-все-все


Ян Марков

Об участии российской команды IWCO в Первом Всемирном конгрессе по Вин Чун.

скачать

Цикл статей о Вин Чун


Несколько статей, посвященных различным аспектам Вин Чун.

скачать

Фальшстарт Маленького Дракона.


История «Маленького Дракона» - Брюса Ли.

скачать

Как тренироваться каждую минуту


С. Бородин.

Автор рассказывает о возможностях тренировки Вин Чун в условиях ограниченного времени и пространства.

скачать

Старые и новые легенды Вин Чун


С. Барчевский.

В статье анализируется достоверность некоторых наиболее популярных легенд, связанных с историей развития стиля Вин Чун.

Ножи-бабочки. Оружие стиля Вин Чун.


И.Жуков.

Отзыв-рецензия на статью С. Барчевского «Оружие Вин Чун»

Оружие Вин Чун


С. Барчевский.

Статья рассказывает об истории возникновения и эволюции классического оружия Вин чун – парных мечей Барт Чам Дао.

скачать

Никогда не боритесь с борцом


К. Кернспехт.

Статья о тактике ведения боя с представителями различных видов единоборств.

скачать

Драка, придуманная женщиной


В. Кобылинский.

Об истоках возникновения Ярославской региональной школы IWCO.

скачать

Вин Чун: Прикладные элементы техники против вооруженного противника


Жуков И.В. Родин А.П.

В статье рассматривается возможность применения техники Вин Чун против атак наиболее вероятным оружием - ножом и палкой.

скачать